ОАЭ пересмотрели свои законы о владении коммерческими компаниями, отменив необходимость в эмиратском акционере для компаний на территории ОАЭ (исключая свободные экономические зоны) и открыв ряд секторов для иностранных инвесторов. Это нацелено на повышение конкурентоспособности страны и привлечение иностранного капитала во вторую по величине экономику арабского мира.
23 ноября 2020 года президент ОАЭ шейх Халифа внес обширные и существенные изменения в «Закон о коммерческих компаниях» 2015 года, изменив 51 статью и приняв три новых.
Среди поправок - отмена обязательного требования для оншорных компаний иметь 51% акционера - гражданина ОАЭ - мера, которая призвана снизить накладные расходы, облегчить ведение бизнеса для иностранных инвесторов и обеспечить гибкость ведения бизнеса для иностранного инвестора, желающего работать в любой точке страны.
Кроме того, было отменено положение, согласно которому гражданин ОАЭ или компания, принадлежащая гражданам ОАЭ, выступают в качестве агента. Требование, согласно которому председатель компании должен быть гражданином Эмиратов, а совет директоров - большинством эмиратцев, также было удален.
Параллельно с этими изменениями местные власти сохраняют за собой право определять уровень участия эмиратцев в любой компании. Компании в стратегически важных секторах, включая разведку нефти и газа, коммунальные услуги и транспорт, а также государственные предприятия, не подлежат вышеназванным изменениям. Изменения в «Закон о коммерческих компаниях» заменяют и отменяют Закон о прямых иностранных инвестициях № 19 от 2018 года, поскольку эти поправки отменили положение, согласно которому гражданин ОАЭ должен выступать в качестве агента. В результате теперь компании могут быть полностью учреждены гражданами всех национальностей.
Большинство изменений в новом законе касается положений об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Заметные изменения включают в себя то, что председатель или высшее руководство компании теперь могут быть отстранены от должности, если будут признаны виновными в мошенничестве или злоупотреблении властью. Теперь акционеры могут предъявить иск компании в гражданском суде в связи с неисполнением своих обязательств, которое приводит к ущербу. Кроме того, теперь разрешено электронное голосование на ежегодных общих собраниях.
Хотя большинство поправок вступают в силу со следующего месяца (с 1 декабря 2020), изменения, связанные с иностранной собственностью, агентством и советами директоров, вступают в силу через шесть месяцев после публикации в Официальной газете. У компаний будет один год на соблюдение поправок к закону с момента вступления закона в силу.
Важным изменением, которое повысит ликвидность на местных рынках капитала, является изменение в отношении компаний, которые хотят стать публичными. Компания, желающая стать акционерным обществом открытого типа, после одобрения соответствующих органов, может продать не более 70 процентов акций компании после необходимой проверки вместо нынешних 30 процентов посредством первичного публичного предложения.
В соответствии со статьей 10 нового закона комитет, в состав которого входят представители соответствующих органов власти, будет контролировать деятельность, имеющую «стратегическое влияние», и необходимые меры, необходимые для лицензирования компаний, которые работают в таких областях. По рекомендации комитета Кабинет министров определит, какие виды деятельности будут считаться стратегическими и какие меры необходимы для лицензирования таких компаний.