В ОАЭ были введены Правила в отношении экономической сущности бизнеса. Правила
приняты для выполнения обязательств ОАЭ в качестве члена Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по BEPS (базовая эрозия и
распределение прибыли), а также в ответ на обзор налоговой системы ОАЭ Европеским
Союзом, в результате чего ОАЭ были включены в список несотрудничающих
юрисдикций ЕС в плане налогообложения (черный список ЕС). Принятые 30 апреля
2019 года Постановлением Кабинета Министров ОАЭ № 31 от 2019 года, Правила в
отношении экономической сущности («Правила»), и последующее издание Руководства
по их исполнению (Решение № 215 от 2019 года) от 11 сентября 2019 года позволили
исключить ОАЭ из черного списка ЕС 10 октября 2019 года. Цель Правил состоит в
том, чтобы обеспечить режим, при котором предприятия в ОАЭ, осуществляющие
определенную деятельность (называемую в Правилах «Соответствующая деятельность»),
не используются для создания искусственной прибыли, которая не соответствует
фактической экономической активности, осуществляемой в ОАЭ.
Правила требуют от компаний в ОАЭ (включая компании
в свободных экономических зонах и в различных юридических формах), которые
осуществляют любой из видов «Соответствующий деятельности», перечисленных ниже,
поддерживать адекватное экономическое присутствие в ОАЭ в отношении видов
деятельности, которые они осуществляют.
Соответствующая деятельность:
• Банковская
• Страховая
• Управление инвестиционным фондом
• Лизинг - Финансовый бизнес
• Головной офис
• Судоходный бизнес
• Холдинг
• Интеллектуальная собственность («ИС»)
• Центр дистрибуции и обслуживания бизнеса
Правила и Руководство по их исполнению дают детальное определение каждому
из вышеперечисленных выше видов деятельности. При этом Правила не применяются к
компаниям, в которых федеральное правительство ОАЭ или правительство
какого-либо эмирата ОАЭ, или любой государственный орган или иной орган власти
владеет прямо или ковсенно по крайней мере 51% долей в собственности.
Правила применяются к финансовым годам, начинающимся с 1 января 2019 года
или после этой даты. С 1 января 2020 года предприятия должны будут подать
уведомление в свой регулирующий орган (определенный в соответствии с решением №
58 Кабинета министров от 2019 года, принятым 4 сентября 2019 года) об
осуществлении ими соответсвующей деятельности и затем представить в тот же
регулирующий орган декларацию об экономической сущности в течение 12 месяцев
после окончания их финансового года (то есть подать декларацию до 31 декабря
2020 года для предприятий с финансовым годом, заканчивающимся 31 декабря 2019
года). Текущее уведомление относится к финансовому году с 1 января 2019 года по
31 декабря 2019 года. В частности, компании в свободной экономической зоне
обязаны представлять уведомления об экономической сущности в администрацию соответствующей
свободной экономической зоны, многие из которых устанавливают предельный срок
для представления такого уведомления - 30 июня 2020 года (DIFC, DMCC,
Рас-Аль-Хайма, DAFZA и т. д.) .
Согласно пункту 8 Правил, Лицензиант (лицензированная компания) должен
предоставить в Регулирующий орган Уведомление, подтверждающее;
а) выполняет ли он соответствующую деятельность;
б) подлежат ли все или часть валового дохода Лицензиата по соответствующей
деятельности налогу в юрисдикции за пределами ОАЭ; а также
в) дата окончания финансового года.
Хотя в коммерческой лицензии действительно может указываться
Соответствующая деятельность, для определения того, осуществляет ли Лицензиат
Соответствующую деятельность и входит ли она в сферу действия Правил, должен
использоваться подход «сущность превыше формы». Это означает, что нужно
смотреть за пределы того, что указано в коммерческой лицензии, на действия,
фактически предпринятые Лицензиатом в течение финансового периода.
Министерство финансов ОАЭ опубликовало схему-указатель экономической сущности,
чтобы помочь любому субъекту установить его соответствие требованию Правил.
Несоблюдение компанией Правил приводит к административным штрафам
(например, неуведомление может повлечь за собой штраф от 10 000 до 50 000
дирхамов), спонтанный обмен информацией с иностранным налоговым органом и
возможное приостановление, отзыв или невозобновление его регистрации. Для каждого финансового периода, в котором Лицензиат получает доход от
Соответствующей деятельности, он должен будет пройти тест экономической сущности
в отношении этой деятельности. Для проведения теста на экономическую сущность
требуется, чтобы Лицензиат продемонстрировал, что: ● Лицензиат и соответствующая деятельность направляются и управляются в
ОАЭ; ● соответствующие мероприятия по генерированию основного дохода проводятся
в ОАЭ; а также ● Лицензиат имеет адекватных сотрудников, помещения и расходы в ОАЭ. Министерство финансов ОАЭ рекомендует следующий неисчерпывающий перечень
вопросов, которые Лицензиат должен рассмотреть, и действий (где это уместно),
которые он должен предпринять для соблюдения Правил по экономической сущности: ● Оцените, какие (если таковые имеются) виды Соответствующей деятельности, компания
осуществляла в течение финансового периода (применяя подход «сущность превыше
формы»); ● Оцените сумму и вид дохода, полученного (если таковой имеется) от
Соответствующей деятельности в течение финансового периода; ● Проводите заседания совета директоров с участием кворума директоров,
физически присутствующих в ОАЭ; ● Убедитесь, что протоколы заседаний совета подписаны и хранятся в ОАЭ; ● Определите сумму и тип расходов и активов в ОАЭ (включая помещения) в
отношении Соответствующей деятельности, и обеспечьте доступ к активам (включая
помещения) (посредством соглашений и финансовой отчетности). ● Определите количество штатных сотрудников или другого персонала (и их
квалификации), базирующихся в ОАЭ, ответственных за выполнение Соответствующей
деятельности Лицензиата; а также ● Обеспечьте контроль и надзор за любыми внешними договоренностиями, например,
через договорные соглашения. Дополнительные действия могут потребоваться для того, чтобы Лицензиат мог
продемонстрировать достаточную экономическую сущность в ОАЭ во время
соответствующего финансового периода, и приведенные выше соображения могут отличаться,
если у Лицензиата имеется Холдинговая компания или Бизнес с высоким риском в
сфере интеллектуальной собственности.