Регистрация филиала иностранной компании в Дубае

Закон о коммерческих компаниях в ст.313 допускает иностранные компании практиковать их деятельность в ОАЭ путем основания филиала или представительства в стране. Провозгласив, что иностранная компания может действовать свободно в рамках выданной ей лицензии, закон закрепил исключительное право граждан ОАЭ на осуществление следующих видов деятельности: банковской, инвестиционной для третьих лиц и страховой, а также деятельности в качестве торгового агента.

Для того, чтобы открыть представительский офис иностранной финансовой компании (банка, инвестиционного фонда, страховой компании и т.п.) необходимо получить разрешение Центрального Банка Обьединенных Арабских Эмиратов.
 
Министерство Экономики и Коммерции Эмиратов, которое является органом, принимающим решение и выдающим разрешение на открытие филиалов ( представительств) иностранных компаний, подходит очень серьезно к вопросу регистрации таковых, допуская открытие представительств и филиалов, как правило, крупных, существующих более 10 лет  компаний с неординарными и общественно- полезными видами деятельности и мировой репутацией. Как правило Министерство отказывает в рассмотрении заявлений иностранных оффшорных, мелких и торговых компаний, ничем не проявивших себя на международном рынке.

а) требования к регистрации филиала (представительского офиса) иностранной компании

Общие принципы регистрации филиала ( представительского офиса) иностранной компании в ОАЭ обозначены в законе, тогда как на практике существует множество подзаконных актов и инструкций министерства и муниципалитетов, регулирующие требования и процесс регистрации таковых. Назовем основные из таких требований:

1. Иностранная компания не имеет права осуществлять коммерческую деятельность в стране до тех пор, пока она не завершит процесс регистрации в регистре иностранных компаний и не получит соответствующие лицензии Министерства Экономики и Коммерции на осуществление коммерческой деятельности в ОАЭ. Деятельность иностранной компании без лицензии строго запрещена и влечет различные наказания.

2. Наличие местного агента иностранной компании. Согласно разделу 11 Закона о Коммерческих компаниях в Обьединенных Арабских Эмиратах, филиалы либо представительства иностранных компаний могут быть учреждены только при наличии Местного Агента по оказанию услуг (Local Service Agent). Это положение Закона является обязательным и не может быть обойдено. Основным требованием к Агенту является его гражданственность, имея ввиду, что Агентом может быть только гражданин Обьединных Арабских Эмиратов или компания, являющаяся 100% собственностью граждан О.А.Э.

Необходимо помнить, что Агент в данном случае не имеет ничего общего с определением Агента в гражданском праве и более того, он не является агентом в смысле, понимаемом международным бизнес- правом. Согласно ст. 314 Закона о компаниях, этот Агент ни в коей мере не отвечает за финансовые обязательства иностраннной компании и не может вмешиваться в ее деятельность, а только предоставляет компании услуги, которые обычно включают: получение гостевых и резидентских виз, необходимых лицензий от минуципалитета и Торговой Палаты, подписание и предоставление в органы управления необходимых документов, регистрация филиала и информирование компании о происходящем процессе регистрации. За оказанные услуги Агент получает от компании вознаграждение, оговоренное соглашением между компанией и агентом.

До принятия названного Закона, а также и сейчас в среде обываталей Агент известен как “спонсор” компании.

3. Филиал ( представительский офис) имеют право осуществлять деятельность только на территории того эмирата, где они зарегистрированы и получили лицензии на право осуществления деятельности.

4. Основное отличие филиала от представительского офиса состоит в том, что филиал имеет право непосредственно осуществлять деятельность иностранной компании на территории эмирата, в то время как представительский офис имеет право осуществлять только представительские функции, а именно, рекламу и маркетинг продукции либо услуг головной иностранной компании и т.п. 
 

б) с чего необходимо начать

Принимая решение о регистрации филиала либо представительского офиса компании, необходимо начать (исключая стадию анализа экономической целесообразности) с подготовки пакета документов иностранной компании. Пакет документов должен в обязательном порядке включать следующие документы  :

1. Официальный сертификат о регистрации компании, выданный уполномоченными органами государства, где находится головной офис компании. Такой сертификат должен отражать, что компания образована и зарегистрирована в названной стране в соответствии с требованиями и правилами, существующими в ней, а также называть юридическую форму компании, ее капитал, сферу деятельности, имена уполномоченных представителей, сферу и обьем их полномочий.

2. Копия Устава компании либо других равноценных учредительных документов. До недавнего времени Министерством требовалась полная копия Устава, однако, в соответствии с Резолюцией Министра №30 от 1996 года, достаточным будет являться представление только тех частей Устава, которые отражают название и виды деятельности компании. Как пойдет процесс осуществления этой резолюции на практике -покажет время.

3. Балансовые ведомости компании, баланс прибыли и убытков, годовые отчеты ревизоров и прочие документы, подтверждающие финансовое состояние компании за 2 последних года.

4. Решение Совета Директоров (если ему предоставлены полномочия на решение данного вопроса) либо общего собрания компании об учреждении филиала (представительского офиса) компании в Дубай, О.А.Э. и о назначении представителя и/или менеджера филиала (представительского офиса) компании, который будет заниматься его регистрацией в Обьединенных Арабских Эмиратах, с указанием круга полномочий данного представителя (менеджера).

5.  Доверенность от имени компании на имя менеджера филиала (представительского офиса) компании на осуществление деятельности, связанной с регистрацией и функционированием филиала (представительского офиса) и подписание всех требуемых для этого документов. В случае, если представитель, который будет заниматься регистрацией представительства и менеджер - два разных человека, то в этом случае должны будут оформлены две разные доверенности :

первая - на имя представителя компании о наделении его полномочиями на регистрацию филиала (представительства) компании и подписание всех документов, связанных с регистрацией; важным в этой связи является закрепление за представителем права передоверия предоставленных ему полномочий по регистрации. В этом случае, если непосредственной регистрацией (хождением по инстанциям) будет заниматься не сам представитель, а например, адвокаты, то представитель сможет выдать таковым доверенность на осуществление регистрации.

вторая - на имя менеджера филиала (представительства) с указанием его полномочий по управлению даннным филиалом (представительством).
 
Вышеназванные документы (с 1 по 5 включительно) должны быть полностью удостоверены и заверены уполномоченными государственными органами в следующем порядке:

- в стране головной компании:  
    - в нотариате
    - в Министерстве Юстиции
    - в Министерстве Иностранных Дел
   - в посольстве Обьединенных Арабских Эмиратах;

-в О.А.Э.:  - в Министерстве Иностранных Дел ОАЭ.

Заверенные таким образом документы должны будут быть переведены на арабский язык специальным, лицензированным Министерством Юстиции ОАЭ, переводчиком, имеющим право удостоверить правильность перевода на арабский язык.
  
После этого следует заняться поиском и подбором кандидатуры местного агента по оказанию услуг. Как правило, происходит это на основе личных контактов иностранной компании, в связи с чем немаловажную роль при выборе агента играет доверие иностранной компании агенту по оказанию услуг.

Отношения между Агентом и иностранной компанией, намеревающейся открыть представительство в ОАЭ, закрепляются и регулируются заключенным сторонами Агентским Соглашением. Такое соглашение составляется на арабском (в обязательном порядке) и английском языках и подписывается агентом и уполномоченным компанией лицом (при подтверждении им своих полномочий) перед нотариусом в Суде Эмирата Дубай. В числе обязанностей Агента перед компанией в Агентском Соглашении обычно предусматриваются следующие:

- получение виз для представителей и персонала компании,
- подписание необходимых заявлений и других документов, требуемых Министерством Экономики и Коммерции Обьединенных Арабских Эмиратов и его департаментов в процессе получения лицензий и сертификатов,
- оформление документов о найме персонала компании в Министерстве и Департаменте по труду и т.п.

За оказание названных услуг Агент получает оговоренное соглашением вознаграждение. Сумма вознаграждения законодательством не регулируется и устанавливается сторонами по взаимной договоренности.

Автор статьи –Марина Фокс – ©Marina Fox, 2006 Все авторские права защищены. Настоящие публикации не могут быть воспроизведены, перепечатаны либо сохранены в электронном формате, использованы в качестве ссылки, перекопированы либо любым иным способом размножены без предварительного письменного согласия автора.